Законы освещения
Выбор,
настройка и использование студийного света — это, вероятно, одна из сторон
студийной фотографии, вызывающих наибольшие трудности у начинающих. Но так
не должно быть. Выбрать нужные приборы и установить их в правильной
конфигурации достаточно просто, если понимать основные законы света. Хорошо,
расслабьтесь. Я не говорю о физических законах, которые вы может быть
учили, а может и не учили в школе, так что это не повод закрыть
эту страницу. Я имею в виду просто несколько основных правил, которые
каждый понять и применить в своей съемочной практике. В этой
статье мы займемся тремя такими правилами. Вот они:
- Источник света больше — свет мягче; источник меньше — свет
жестче.
- Чем ближе мы разместим источник к объекту, тем мягче эффект освещения;
чем дальше — тем жестче.
- Чем ближе источник к объекту, тем ярче свет.
Первый закон гласит, что
мягкость студийного света прямо пропорциональна реальному или кажущемуся,
и по этой причине мы пользуемся «софтбоксами» или «зонтиками» (Мы
поговорим об этих устройствах несколько позже в этой серии). Иначе говоря,
увеличение видимого размера источника света смягчает его действие, т.е. убирает
резкие границы объекта. Границы становятся мягкими и рассеянными, переход
к фону становится плавным. На данный момент нужно запомнить: большой =
мягкий, маленький = жесткий. Довольно просто, не правда ли?
Второй закон указывает, что
мягкость студийного света обратно пропорциональна расстоянию источника от
объекта. Мягкость уменьшается с расстоянием. Видимый размер
источника также зависит от отношения реального его размера к размеру
объекта. Например, импульсный осветитель без дополнительных приспособлений
будет очень маленьким источником при съемке человека, но очень большим —
для пчелы. Как вы видите, и это не высшая математика.
Третий закон света говорит нам, что интенсивность света быстро
уменьшается с расстоянием. Задержимся на этом моменте, он наиболее сложен
в сегодняшнем обсуждении. Свет ослабевает с расстоянием быстро
и нелинейно. В физике это известно как закон обратных квадратов.
Если бы я писал статью о физике света, то детально
разъяснил бы этот закон, используя многочисленные формулы. Но мы —
фотографы, так что мое объяснение займет всего полминуты. Закон обратных
квадратов говорит, что если мы удваиваем дистанцию, от интенсивности света
останется 1/4. Увеличив расстояние вчетверо — уменьшим интенсивность до
1/16 от исходной. Другими словами, коэффициент изменения интенсивности
света = 1/D2, где D — изменение дистанции до объекта. Можно
взглянуть на этот же принцип с другой стороны. Если вам нужно ослабить
свет на 2 стопа, удвойте расстояние от источника до объекта. Если нужно
увеличить на 2 стопа, сократите дистанцию наполовину.
Студийный свет дорог, но в следующей статье серии
я покажу вам способ дешево обзавестись студийной осветительной системой.
Модификаторы света
Теперь,
когда мы изучили три закона света, пришло время поговорить о так называемых
«модификаторах». «Зонтики» и «софтбоксы», о которых я упомянул в предыдущей
статье цикла, это два типа модификаторов. В «Законах света» вы узнали, что видимый
размер источника определяет эффект освещения, и мы используем модификаторы,
чтобы управлять этим размером. Пять основных типов модификаторов: зонтик,
софтбокс, зонт-софтбокс («бролли-бокс»), отражатель (рефлектор) и скрим (scrim,
рассеиватель).
Зонты очень популярны, поскольку они сравнительно
дешевы, просты в хранении и переноске и легко устанавливаются и убираются.
Зонты бывают разнообразных размеров и цветов: белые, серебряные, золотые,
«солнечные» и т.д., так что можно найти подобрать идеальный вариант для каждой
задачи. Зонты стоят всего около $20, так что уложатся в бюджет любого
фотографа. Зонт любого размера можно использовать с любым осветителем,
постоянным или импульсным.
Софтбоксы, в отличие от зонтов, рассчитаны на
определенный размер источника, и по этой причине не столь гибки. Они бывают
разных размеров и форм. Свет от софтбокса обычно мягче, чем от зонта, благодаря
нескольким рассеивающим поверхностям внутри конструкции. Дополнительное
преимущество софтбокса в том, что его можно расположить сколь угодно близко к
модели, не рискуя «поразить ее копьем», как в случае зонта. Некоторые софтбоксы
сложны в сборке из-за многих частей, которые нужно при этом соединить. Другие
раскрываются подобно зонту. Недостаток квадратного софтбокса в том, что блики в
глазах портретируемого выходят квадратными, а не круглыми. Однако, некоторые
более дорогие софтбоксы имеют форму восьмиугольника. Как правило, покупать
приходится комплект из самого софтбокса, осветителя и стойки. Такие комплекты
сравнительно дороги, они стоят от $200 до $2000 и даже больше.
Зонт-софтбокс сочетает преимущества двух предыдущих
модификаторов. Он сравнительно недорог и дает при этом мягкий свет, подобно
софтбоксу. Попросту, это зт с натянутым на его края рассеивающим материалом.
Это смягчает свет, сохранив простоту обращения и низкую стоимость.
Название «отражатель» говорит само за себя; это
прямоугольная [или круглая] пластина, отражающая свет. Можно приобрести за
разумную цену отражатели самых разных размеров и цветов, но их можно сделать и
самостоятельно. Я предпочитаю делать — по мере необходимости. Они удобны в
студии, особенно когда вы экономите один-два источника, частично отражая свет
других источников в область, где он необходим. Отражатели удобны и при съемке
портретов с естественным освещением. Они используются, чтобы создать
заполняющий свет и ослабить тени, когда это необходимо.
Скрим, подобно большинству отражателей, представляет
собой прямоугольную панель. Однако эта панель — полупрозрачная,
рассеивающая проходящий через нее свет. Я использую такие приспособления, когда
снимаю портреты при ярком солнечном свете. Скрим смягчает жесткий свет солнца,
падающий на модель. Зачастую делаются комбинированные комплекты, например,
скрим со сменными отражающими поверхностями: белой, черной, золотой и
серебряной.
Это только некоторые из существующих модификаторов
света, но вооружившись несколькими зонтами, зонтами-софтбоксами, отражателями и
скримами, вы справитесь с любыми ситуациями, с которыми можете столкнуться.