среда, 21 октября 2015 г.

Профильное и рассекающее освещение

Профильное и рассекающее освещение


Итак, мы поговорили о том, как использовать один студийный источник для создания замечательных портретов с помощью обычной 45-градусной его установки. Мы поговорили о технике «короткого освещения», делающей человека более худым, чем он есть на самом деле, и о том, как использовать технику «широкого освещения», чтобы лицо выглядело более полным. Сегодня займемся изучением еще двух техник освещения, используемых студийными фотографами: профильного и рассекающего освещения.

Профильное освещение

Профильное — это еще один вид освещения, требующий только одного источника света. Подсветка волос, фона и т.д. может быть добавлена, если вы посчитаете их полезными, но единственное, что на самом деле необходимо,— рисующий свет. Профильный свет основан всё на той же стандартной 45-градусной схеме и несложен в настройке, однако это одна из наиболее редко используемых техник. Она полна опасностей и ловушек, из-за чего большинство фотографов прибегает к ней только при особой необходимости.
Прежде чем перейти непосредственно к технике профильного света, я займу пару минут, чтобы сказать, когда ее не надо использовать. Профильный свет привлекает внимание к недостаткам объекта. Особенно это относится к ушам и носу. Если у человека большой или деформированный нос, если у него оттопыренные или непропорциональные уши, не применяйте профильный свет. Такое освещение сделает подобные носы и уши еще более крупными, еще более деформированными, чем они кажутся в обычной ситуации. Если у вашего персонажа проблемные уши, а использовать профильный свет необходимо, настройте источник (оставив направление под 45°) так, чтобы волосы и ухо оказались в тени. Если у человека длинные волосы, можно закрыть уши ими. Если у фотографируемого крючковатый нос, даже не думайте о профильном освещении. А вот теперь, когда вы уже знаете о возможных проблемах, рассмотрим схему освещения.
Разместите человека так, чтобы его взгляд был направлен под углом 90° к оси объектива. Не важно, смотрит он вправо или влево. Пусть к камере будет повернута лучшая сторона. Начните с установки рисующего света под углом 45° к удаленной от камеры стороне лица, дальше можно перемещать этот источник в диапазоне от 45° до направления прямо в лицо. Не забывайте при этом, что плоский свет производит менее эффектные портреты. Можно поэкспериментировать и с высотой рисующего источника, но вы поймете, что чаще всего лучшим будет расположение на уровне плеч.
В результате получится базовый профильный снимок. Добавляйте, если чувствуете, что это полезно, другие источники света. Используйте, если чувствуете, что это полезно, дверцы, софтбоксы, отражающие зонты. Перейдем теперь к рассекающему свету.

Рассекающий свет

Рассекающий, как и профильный свет — не для каждодневного применения, но его надо иметь в своем наборе приемов. Рассекающее освещение — это такая техника, при которой свет падает только на одну сторону лица, оставляя другую в тени. Она вносит истинное чувство драматизма и таинственности и добавляет разнообразия в портфолио.


Схема рассекающего света

Замечательная черта рассекающего света — необходимость только одного источника для получения отличных портретов. На схеме вы видите три источника, но обязателен из них только рисующий. Можно использовать для него софтбокс или зонт, но это такая техника, которая равно хорошо работает как с мягким, так и с жестким светом.
Поместите рисующий источник под углом 90° к объекту. Используя пилотную лампу осветителя, установите его так, чтобы граница между освещенной и теневой сторонами лица шла строго по его центру, вертикально через кончик носа. Если хотите подсветить волосы, чтобы отделить их от фона, поместите источник за рисующим, ближе к фону. Если хотите добавить третий источник в вашу схему, это должен быть фоновый. Расположите его непосредственно за объектом, направив на фон. Но имейте в виду: чем больше добавлено источников света, тем менее драматичным, таинственным и эмоциональным выйдет портрет. Добавляя источники вы ослабляете эффект, ради которого, в первую очередь, выбрали технику рассекающего света.
В следующей статье этой серии я расскажу о световых схемах для лицевого портрета в 2/3, 3/4 и 7/8. Но прежде чем закончить сегодняшнюю, хочу подчеркнуть еще раз, что единственный способ овладеть всеми техниками — пользоваться ими. Как и в большинстве областей фотоискусства, путь к совершенству идет через практику.

Как снимать лицевые портреты в 2/3, 3/4 и 7/8

Мы прошли долгий путь в нашем курсе портретной фотографии. И вот приближается момент, когда вы будете знать все основы. Вскоре единственное, что вам останется сделать, это практикой довести навыки до автоматизма. В этой части руководства мы займемся положением объекта при съемке лицевых портретов в 2/3, 3/4 и 7/8. Мы по-прежнему работаем со схемой с одним источником. Единственный существенный источник — «рисующий свет». Как и раньше, другие источники можно добавлять по желанию, но они не обязательны для изучения и применения этих техник.
Прежде чем перейти к реальным схемам, несколько определений.
  • Лицевой портрет в 7/8 — это снимок человека, глядящего в камеру, с лицом, слегка повернутым в сторону. 7/8 лица ясно видно и равномерно освещено ключевым светом.
  • Портрет в 3/4 — снимок человека, повернутого на 45° к оси объектива. В таком портрете дальний глаз человека скрывается из вида.
  • На лицевом портрете в 2/3 человек расположен под углом 66° к оси объектива. Просто, не правда ли?

Схема портрета в 2/3

Как видно на иллюстрации, человек слегка поворачивает голову, скажем, на 10-15 градусов. Осветитель устанавливается под 45° к этой воображаемой линии.

Схема портрета в 3/4

Для лицевого портрета в 3/4 человек поворачивает голову в направлении 45° к оси объектива. Ключевой источник смещается дополнительно на 45° от этой воображаемой линии. Фактически, осветитель направлен перпендикулярно плечам объекта.
Сейчас подходящий момент, чтобы указать на крупнейшую ошибку, допускаемую каждым начинающим фотографом. Он устанавливает свет, но забывает подкорректировать позу фотографируемого. Это грубейшая ошибка, потому что правильное положение источника зависит от позы объекта и ее изменение способно полностью разрушить созданный эффект.


регистрируйся полуи от меня 25%

OJOOO

ЗАРАБОТАЙ НА КАПЧЕ

RuCaptcha - заработай на вводе каптч